Защита от телефонных мошенников

Телефонное мошенничество получило развитие с начала 2000-х годов, когда сотовый телефон стал массовым и доступным. В настоящее время, когда широко используются мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от десятилетнего ребёнка до восьмидесятилетнего пенсионера, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.
Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.

Виды мошенничества
- часто людям приходят смс с предложением получить денежную компенсацию выигрыш, потерянные при обмене денег сбережения и т. п. Во всех этих случаях жертве сначала предлагают заплатить «налог» или «госпошлину», и лишь затем обещают полную выплату.
- довольно распространена схема, когда людям по телефону предлагают вложить деньги в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России», при этом деньги нужно перевести на счет «финансового представителя» ЦБ. Разумеется, после этого найти «представителя» вкладчику уже не удастся. Расчет мошенников прост — далеко не все знают, что Банк России не предоставляет такие услуги.
- также злоумышленники часто маскируются под портал «Госуслуг»: под разными предлогами запрашивают логины, пароли, коды доступа из СМС к Вашей учетной записи.
- под видом сотрудников банков, с целью выманить ваши личные данные, мошенники сообщают о подозрительной активности на Вашем счете, или что прямо сейчас от вашего имени подается заявка на кредит.
В разговоре мошенники торопят жертву, для убедительности они могут отправлять поддельные документы в мессенджеры. Мошенники рассчитывают на то, что в стрессе и спешке человек может поддаться на их уловки.
Как не стать жертвой телефонных мошенников
- Не принимайте скоропалительных решений. В любой ситуации следует спокойно разобраться.
- Если вам звонят под видом сотрудников банка, положите трубку и позвоните в свой банк самостоятельно по известному вам номеру.
- Ни представители госструктур, ни сотрудники банка не будут от вас требовать предоставить личные данные, пароли и коды по телефону и принуждать совершить какое‑то действие, например снять деньги со счета.
- Не доверяйте людям, которые представляются сотрудниками полиции, службы безопасности банка, сотового оператора или Госуслуг, даже если они звонят со знакомых номеров.

Мошенник звонит с незнакомого номера, представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления (например ДТП, проч.). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции и сообщает, что для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку.
В организации обмана по телефону с требованием выкупа могут участвовать несколько преступников. Звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать. Часто мошенники предлагают снять недостающую сумму в банке и сопровождают жертву лично. Мошенники стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ней вплоть до получения денег.
После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого.
Рекомендации:
Первое и самое главное правило – прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён – связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые посторонним не известны. Спросить, из какого отделения полиции звонящий. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Требование взятки является преступлением.
Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
Приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной - помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того, как потерпевший перезванивает, долго держат на линии. В результате оказывается, что со счёта списаны крупные суммы.Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.

Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер.... для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Существует множество вариантов таких мошенничеств.
Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счёт они снимаются с телефона.
Рекомендация: не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS.

Потерпевшему поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора.
Предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. на самом деле код, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Как только его наберёт потерпевший, злоумышленник получает доступ к счёту.
Рекомендация: любая упрощённая процедура изменения тарифных планов должна вызывать подозрение, необходимо перезванивать своему мобильному оператору по телефону горячей линии для уточнения условий или открыть соответствующие разделены на официальном сайте оператора (в мобильном приложении).